Плевако: Драма или карго-культ? Обзор сериала
Сериал "Плевако": современная деконструкция классики или карго-культ без границ?
Сериал "Плевако", который увидел свет в 2024 году под чутким руководством Анны Матисон, стал настоящим мегафоном для обсуждений в кругах критиков и зрителей. На экране мы можем увидеть многообещающие имена, такие как Сергей Безруков, Николай Шрайбер, Ольга Лерман и Мария Смольникова. Однако за блеском имен скрывается неоднозначный проект, который как раз так и встряхнул общественное мнение, вызвав шквал критики и пробуждая любопытство широкой аудитории. Давайте углубимся в детали, чтобы понять, что же реально представляет собою этот сериал.
Сюжет: лубок вместо исторической драмы
Сериал позиционируется как основанный на реальных событиях, однако уже с первых кадров становится очевидным, что историческая точность здесь далеко не первостепенная задача для создателей. История выдающегося юриста Фёдора Никифоровича Плевако превращается в яркий кинокомикс с элементами боевика, мистики и, казалось бы, бесконечной романтики. Главный герой, получивший новомодное имя Николай Фёдорович (явно, чтобы не затруднять современных зрителей, которые могли бы испугаться произнесения оригинального имени), предстаёт перед нами в образе су пергероя, владеющего искусством паркура, кунг-фу, и обретшего способности вроде суперзрения.
Повествование начинается с курьезной сцены, когда Плевако, проведя языческий обряд на похоронах матери, показывает свои навыки в подпольных боях без правил. Возвратившись в Москву, он берётся за громкое дело об убийстве аристократа, и каждая серия включает в себя новый судебный процесс. Здесь наш герой с лёгкостью сочетает дедуктивные методы, энциклопедические познания и умение воссоздавать 3D-проекции прошлого, не забывая о своих акробатических трюках и флешбэках, что создает абсурдный микс исторического фарса с элементами современности.
Историческая достоверность: жертва постмодернизма
Одним из главных источников критики данного сериала является его высосанная из пальца трактовка исторических фактов. К примеру, в роли антагониста выступает обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев, который постоянно и без какой-либо логики вмешивается в уголовные дела. Это, мягко говоря, смотрится странно, так как Святейший Синод традиционно занимался исключительно вопросами духовной жизни и цензуры, а не уголовным правом. Более того, активные передвижения героев по Москве вызывают вопросы, ведь на самом деле Победоносцев был связан с Санкт-Петербургом, и крайне маловероятно, что между двумя столь удаленными столицами пользовались каким-либо видом транспортировки. Откровенно говоря, кажется, что создатели сериала оставили историю для своего удобства.
Другой антагонист — промышленник Демидов представлен по принципу карикатурного злодея, который увлечен лишь общественным насилием и нарушениями. Образ его не имеет внутреннего содержания и превращается в шаблонного "плохиша", целью которого является лишь подчеркивание добродетели нашего главного героя.
Проблемы адаптации: западные штампы на русской почве
Сравнительно с западными сериалами, создающими настоящее искусство на основе исторических событий, такими как "Линкольн" или "Банды Нью-Йорка", сериал "Плевако" больше напоминает недоразумение, что-то вроде плохо переведённого комикса. Чрезмерное стремление похвастаться современными культурными трендами привело, к примеру, к постоянному использованию английских слов помощником Плевако, что выглядит как кривой копир подражания. Да и сам герой, подчеркивающий свою калмыцкую идентичность, стремится вызывать симпатию, что ставит его в один ряд с современными супергероями Marvel.
Также заметно влияние феминизма и культурного марксизма: образы сильных и независимых героинь порой звучат как лозунги из Twitter, что также не прибавляет серию достоверности. В итоге, вместо глубоких и многогранных персонажей создатели предлагают нам лишь стереотипы, что, безусловно, оставляет желать лучшего.
Кастинг и актерская игра
На фоне относительно слабого сценария актеры смотрятся довольно неплохо. Сергей Безруков удачно передаёт харизматичность своего персонажа, хотя временами может показаться, что он переигрывает в сценах с духовными прозорливостями. Ольга Лерман, исполняющая роль Марии Демидовой, добавляет некоторую драму, но для создания поистине запоминающегося образа ей явно не хватает яркости. Кроме того, Николай Шрайбер, напротив, весьма удачно восполняет недостатки своей партнерши, создавая атмосферу безумного мужа с ярко выраженной экспрессией.
Игорь Гордин, взявший на себя роль Победоносцева, использует драматический опыт своего театрального прошлого, внося объем в своего персонажа. Тем не менее, его образ не совсем выверен в связи с сценарными нелепостями. В целом, кастинг соответствует уровню проекта: достаточно добротно, но без изысков и творческой глубины.
Визуальная сторона и техническое исполнение
Хотя сценарные проколы очевидны, визуальная составляющая сериала заслуживает отдельной похвалы. Костюмы, декорации и операторская работа создают атмосферу, которая хоть и не отражает реальный XIX век, тем не менее, выглядит привлекательно и эстетично. Флешбэки, служащие неотъемлемой частью повествования, сняты стильно, хотя и могут показаться чрезмерно манерными. Единственным значительным недостатком в визуальной части стало отсутствие динамики в сценах, чего порой не хватает для создания кинематографической энергии и полноты происходящего.
Итоги и выводы
"Плевако" — это пример типичного современного российского телевидения, балансирующий на грани пародии и тщетной попытки создать поистине величественное произведение. Авторы стремятся угодить всем слоям аудитории: поклонникам исторических драм, любителям боевиков и тем, кто ищет легкий абсурд в творчестве. Итогом стал эклектичный проект, который одновременно вызывает смех, раздражение и интерес.
Стоит ли смотреть этот сериал? Если вы гото вы закрыть глаза на явные сценарные недочёты и исторические несоответствия, "Плевако" может стать неплохим средством для времяпрепровождения. Однако, рассчитывать на глубокую проработку характера или историческую достоверность не стоит. Это скорее аттракцион, нежели основательное произведение, и, возможно, именно в этом заключается его главная ценность.